Образовательные стандарты

Посмотреть: Знакомимся с ФГОС дошкольного образования

 IV. Требования к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования

4.1. Требования Стандарта к результатам освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования. Специфика дошкольного детства (гибкость, пластичность развития ребенка, высокий разброс вариантов его развития, его непосредственность и непроизвольность), а также системные особенности дошкольного образования (необязательность уровня дошкольного образования в Российской Федерации, отсутствие возможности вменения ребенку какой-либо ответственности за результат) делают неправомерными требования от ребенка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений и обусловливают необходимость определения результатов освоения образовательной программы в виде целевых ориентиров.

4.2. Целевые ориентиры дошкольного образования определяются независимо от форм реализации Программы, а также от ее характера, особенностей развития детей и Организации, реализующей Программу.

4.3. Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей. Освоение Программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников

4.4. Настоящие требования являются ориентирами для:

а) построения образовательной политики на соответствующих уровнях с учетом целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства Российской Федерации;

б) решения задач: 

  • формирования Программы;
  • анализа профессиональной деятельности;
  • взаимодействия с семьями;

в) изучения характеристик образования детей в возрасте от 2 месяцев до 8 лет;

г) информирования родителей (законных представителей) и общественности относительно целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства Российской Федерации.

4.5. Целевые ориентиры не могут служить непосредственным основанием при решении управленческих задач, включая:

  • аттестацию педагогических кадров;
  • оценку качества образования;
  • оценку как итогового, так и промежуточного уровня развития детей, в том числе в рамках мониторинга (в том числе в форме тестирования, с использованием методов, основанных на наблюдении, или иных методов измерения результативности детей);
  • оценку выполнения муниципального (государственного) задания посредством их включения в показатели качества выполнения задания;
  • распределение стимулирующего фонда оплаты труда работников Организации.

4.6. К целевым ориентирам дошкольного образования относятся следующие социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка:

Целевые ориентиры образования в младенческом и раннем возрасте:

  • ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий;
  • использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчески, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими. Владеет простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении;
  • владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек;
  • стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого;
  • проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им;
  • проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки, стремится двигаться под музыку; эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства;
  • у ребенка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды движения (бег, лазанье, перешагивание и пр.).

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:

  • ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
  • ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
  • ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;
  • ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;
  • у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;
  • ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;
  • ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

4.7. Целевые ориентиры Программы выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. При соблюдении требований к условиям реализации Программы настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.

4.8. В случае если Программа не охватывает старший дошкольный возраст, то данные Требования должны рассматриваться как долгосрочные ориентиры, а непосредственные целевые ориентиры освоения Программы воспитанниками – как создающие предпосылки для их реализации.

© Образование
mini.1obraz.ru

Требования к квалификации педагогических работников ДОО в соответствии с ФГОС ДО.

В соответствии с ч. 1 ст. 46 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации” (далее – Федеральный закон “Об образовании в Российской Федерации”) право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям , указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам.

Согласно п. 3.4.1 Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155 (далее – ФГОС ДО), реализация программы обеспечивается руководящими, педагогическими, учебно-вспомогательными, административно-хозяйственными работниками организации.

Квалификация педагогических и учебно-вспомогательных работников должна соответствовать квалификационным характеристикам, установленным в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел “Квалификационные характеристики должностей работников образования”, утв. приказом Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. № 761н (далее – ЕКС).

Внимание:

следовательно, и Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», и ФГОС ДО устанавливают, что требования к квалификации педагогических работников определены в ЕКС. Педагогические работники, реализующие программу дошкольного образования, должны соответствовать этим требованиям.

В соответствии с п. 3.4.2 ФГОС ДО педагогические работники, реализующие программу, должны обладать основными компетенциями, необходимыми для создания условий развития детей, обозначенными в п. 3.2.5 ФГОС ДО.

Согласно п. 3.2.5 ФГОС ДО условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, предполагают:

1) обеспечение эмоционального благополучия через:

  • непосредственное общение с каждым ребенком;
  • уважительное отношение к каждому ребенку, его чувствам и потребностям;

2) поддержку индивидуальности и инициативы детей через:

  • создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности;
  • создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей;
  • недирективную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т. д.);

3) установление правил взаимодействия в разных ситуациях:

  • создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в т. ч. принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющими различные (в т. ч. ограниченные) возможности здоровья;
  • развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками;
  • развитие умения детей работать в группе сверстников;

4) построение вариативного развивающего образования, ориентированного на уровень развития, проявляющийся у ребенка в совместной деятельности со взрослым и более опытными сверстниками, но не актуализирующийся в его индивидуальной деятельности, через:

  • создание условий для овладения культурными средствами деятельности;
  • организацию видов деятельности, способствующих развитию мышления, речи, общения, воображения и детского творчества, личностного, физического и художественно-эстетического развития детей;
  • поддержку спонтанной игры детей, ее обогащение, обеспечение игрового времени и пространства;
  • оценку индивидуального развития детей;

5) взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в т. ч. посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.

© Образование
mini.1obraz.ru

Организационное обеспечение введения ФГОС ДО на уровне ДОО.

В соответствии с письмом Минобрнауки России и Департамента государственной политики в сфере общего образования от 10 января 2014 г. № 08-10 введение Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее – ФГОС ДО), утв. Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155 , предполагает организацию соответствующих мероприятий по разным направлениям, среди которых организационное обеспечение введения ФГОС ДО.

На уровне дошкольной образовательной организации (далее – ДОО) данное направление может включать следующие мероприятия:

  • обеспечение координации деятельности коллектива ДОО по введению и реализации ФГОС ДО;
  • создание рабочей группы ДОО по введению ФГОС ДО (издание приказа о создании рабочей группы );
  • определение функционала рабочей группы по введению ФГОС ДО;
  • создание системы методической работы, обеспечивающей сопровождение введения ФГОС ДО (проведение педагогического совета, инструктивно-методического совещания и обучающих семинаров по вопросам введения ФГОС ДО и др.);
  • создание условий для участия педагогических работников ДОО в учебно-методических объединениях системы образования;
  • изучение педагогами ДОО нормативных документов Минобрнауки России и материалов ФИРО по введению ФГОС ДО;
  • разработку и утверждение плана-графика мероприятий по введению ФГОС ДО;
  • сбор объективной информации о готовности ДОО к переходу на ФГОС ДО;
  • предварительный анализ ресурсного обеспечения ДОО в соответствии с требованиями ФГОС ДО;
  • организацию процесса разработки образовательной программы ДОО в соответствии с ФГОС ДО;
  • формирование сетевого взаимодействия по обеспечению преемственности начального и дошкольного образования в условиях реализации ФГОС ДО;
  • мониторинг и организацию отчетности ДОО по введению ФГОС ДО и др.

© Образование
mini.1obraz.ru

Что включает в себя методическое введение ФГОС ДО на уровне ДОУ . 

В соответствии с письмом Минобрнауки России и Департамента государственной политики в сфере общего образования от 10 января 2014 г. № 08-10 введение Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее – ФГОС ДО), утв. Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155 , предполагает организацию соответствующих мероприятий по разным направлениям, среди которых методическое обеспечение введения ФГОС ДО.

На уровне дошкольной образовательной организации (далее – ДОО) данное направление может включать следующие мероприятия:

  • создание механизмов подготовки, поддержки и сопровождения профессионального роста педагогических кадров в условиях введения ФГОС ДО;
  • учет методических рекомендаций при разработке основной образовательной программы дошкольного образования ДОО, закупок для организации развивающей предметно-пространственной среды;
  • корректировка разделов основной образовательной программы дошкольного образования с учетом базовой оснащенности развивающей предметно-пространственной среды ДОО;
  • использование в практической деятельности сборников инструктивно-методических материалов, методических рекомендаций по вопросам введения и реализации ФГОС ДО;
  • создание библиотеки методической литературы в соответствии с ФГОС ДО;
  • проведение с педагогами ДОО консультаций, круглых столов, семинаров и прочих методических мероприятий по вопросам введения ФГОС ДО;
  • обсуждение публикаций о введении и реализации ФГОС ДО в методических и периодических изданиях;
  • отчет руководителя рабочей группы о переходе ДОО на ФГОС ДО и др.